Россия и Китай займутся совместным изучением Арктики
22.08.16 Россия впервые собирается превзойти все страны ЕС по экспорту пшеницы
Вот уже который год Россия лидирует среди всех европейских стран по количеству экспортируемой16.08.16 В российском интернате от кишечной инфекции скончались четверо детей
В августе 2016 года произошла страшная трагедия в Черемховском психоневрологическом интернате.01.08.16 Ушел из жизни Фазиль Искандер
В Подмосковье, во время отдыха на своей даче, внезапно потерял сознание и умер писатель и поэт,Режиссер Андрей Смирнов ответил на обвинение в русофобии
«Если националисты так любят Россию, то им не худо бы ознакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова. Если ознакомятся, то поймут, что моя картина по сравнению с реальностью - просто музыкальная комедия», - заявил газете ВЗГЛЯД режиссер Андрей Смирнов, чей фильм «Жила-была одна баба» только что удостоился кинопремии «Ника».
ВЗГЛЯД: Среди реакций, которые вызывает ваш фильм, есть две характерные эмоции, противоположные друг другу: одна - стремление растождествиться с героями, не иметь с ними ничего общего, другая - чувство сопричастности. Какое из этих восприятий адекватнее?
«Каждый человек волен выбирать между культурой и гламуром»
Андрей Смирнов: Как вам сказать? Я вот читаю блоги, где преобладают не просто негативные высказывания о картине, но возмущение, а порой ярость и ненависть. Недаром русский народ говорит о себе: мы - Иваны, не помнящие родства. В данном случае речь о родстве самом близком, потому что я рассказываю о том, что произошло с бабушками, прабабушками, прадедушками нынешних россиян. А они не хотят об этом знать, не хотят об этом слышать. Это их проблемы, а не мои.ВЗГЛЯД: То есть ваше высказывание не восприняли?
А.С.: Не знаю. Кто-то воспринял, кто-то нет. Об отклике аудитории в целом у меня смутные представления - я давно не читаю газет и не смотрю телевизор, если не считать футбола. Я поглядел отзывы, выключил компьютер и больше к этому не возвращался.
ВЗГЛЯД: «Ника» - высокое признание, причем признание со стороны профессионалов, ваших коллег, а не со стороны рядового зрителя. Возможно, такое признание для вас важнее?
А.С: Есть разница между человеком, который просто сидит в кинозале или у телевизора и смотрит картину, и тем, кто пишет в блогах, в Твиттере или еще где-нибудь. Это не одно и то же, далеко не каждый влезает в интернет, чтобы высказать очередную глупость. Когда я делал картину, я, естественно, рассчитывал на то, что ее увидит самая широкая аудитория, но этого не случилось. О том, какая часть российской аудитории все-таки увидела фильм, я судить не могу. Как реагируют широкие массы, я не знаю - я, повторяю, не ставлю знак равенства между блогерами и людьми, пришедшими в кинотеатр. Что же касается «Ники» и признания коллег, то я, конечно, очень благодарен нашему профессиональному сообществу. Я не мог надеяться на такое признание и такое количество призов. Это едва ли не главное событие в моей профессиональной жизни.ВЗГЛЯД: Что вы имеете в виду, когда говорите, что ваш фильм не увидела широкая аудитория?
А.С.: Фильм «Белорусский вокзал» в 1971 году посмотрело, по официальным оценкам, около 35 млн зрителей. А фильм «Жила-была одна баба», судя по отчетам, посмотрели 75 тыс. зрителей.
ВЗГЛЯД: Картину планируется показывать за рубежом?
А.С.: От этого кино зарубежные продюсеры, так же, как и наши, шарахаются как от чумы.
ВЗГЛЯД: Есть ли у вас представление о том, чем прежде всего ценен ваш фильм для общества, каков его главный месседж в нынешних условиях?
А.С.: Этот вопрос кажется мне совершенно бессмысленным. Я работал над картиной более 20 лет и совершенно не думал о том, какая будет обстановка на дворе, когда картина будет готова. Поэтому я не проводил никаких сопоставлений с нынешним временем, не думал о том, выйдет ли фильм до выборов или после выборов - мне на это глубоко наплевать. Я просто сказал в фильме то, что хотел.
ВЗГЛЯД: Тем не менее, актуальна ли сейчас, по-вашему, тема народного бунта?
А.С.: Ваше издание, видимо, ориентируется на актуальность. А я могу лишь повторить, что мне на эту актуальность глубоко наплевать.
ВЗГЛЯД: Ваше видение русской крестьянской жизни 1910-х годов - результат изучения исторических свидетельств?А.С.: Естественно. Я родился через 20 лет после этого периода, поэтому без изучения документов и опроса очевидцев (которых оставалось очень мало) сделать картину было бы невозможно.
ВЗГЛЯД: В таких случаях, как этот, свидетельства об одних и тех же событиях нередко противоречат друг другу. Если такая проблема была, то как вы ее решали?
А.С.: Что здесь ответить? Противоречат, ну и что? Человек, который знает, что он хочет сказать, всегда сумеет разобраться, кто лжет, а кто говорит правду, и сделать свои выводы. Это право художника, писателя, сценариста. Больше тут сказать нечего.
ВЗГЛЯД: А народная речь героев, очевидно, ставилась на основе консультаций с диалектологами?
А.С.: Прежде всего - на основе общения со старухами в тамбовских деревнях.
ВЗГЛЯД: Что бы вы могли ответить тем, кто обвиняет вас в русофобии?
А.С.: Если все эти русофилы или, попросту говоря, националисты так любят Россию, то им не худо бы немного ознакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого, например с пьесой «Власть тьмы». А также с рассказами Антона Павловича Чехова о деревне 1890-х годов, такими как «В овраге», «Мужики», «Новая дача», и с великой бунинской повестью «Деревня», о рассказах Бунина я уж не говорю. Если ознакомятся, то поймут, что моя картина по сравнению с реальностью - это просто оперетта или музыкальная комедия. Других слов у меня для них нет. Каждый человек волен выбирать между культурой и гламуром. К сожалению, большинство аудитории сегодня - дебилы.
Tweet