Россия и Китай займутся совместным изучением Арктики
22.08.16 Россия впервые собирается превзойти все страны ЕС по экспорту пшеницы
Вот уже который год Россия лидирует среди всех европейских стран по количеству экспортируемой16.08.16 В российском интернате от кишечной инфекции скончались четверо детей
В августе 2016 года произошла страшная трагедия в Черемховском психоневрологическом интернате.01.08.16 Ушел из жизни Фазиль Искандер
В Подмосковье, во время отдыха на своей даче, внезапно потерял сознание и умер писатель и поэт,Аварий на российских дорогах стало больше
По весне законодатели и дорожные инспекторы дружно задумались о ситуации с аварийностью на российских дорогах. В 2011 году количество ДТП вновь начало расти, хотя до этого три года оно снижалось довольно серьезными темпами. Почему это происходит? Внушительная часть ДТП происходит с участием водителей в состоянии опьянения, но многие даже в трезвом виде водят слишком агрессивно. Этот вопрос на днях поднимали в Госдуме. А в ГИБДД пришли к выводу, что к решению проблемы надо подходить комплексно и затребовали у правительства на выполнение всех необходимых мероприятий до 2020 года 100 млрд. рублей.
На днях в Госдуму был внесен законопроект, который вводит в Кодекс об административных нарушениях понятие агрессивного метода вождения. Инициатива поправки в КоАП принадлежит депутату от ЛДПР Ярославу Нилову. По его мнению, агрессивный метод вождения - это «неоднократное опасное маневрирование по полосам движения, неоднократное резкое торможение, совершаемое после резкого ускорения», а также несоблюдение дистанции. Штраф за подобную резвость на дороге предлагалось ввести от 2,5 до 5 тыс. рублей.
Депутаты законопроект не поддержали, в качестве главного объяснения заметив, что понятие «агрессивный метод вождения» выглядит слишком размытым и потому дает простор для коррупции. Как определить, было ли резкое торможение неоднократным или водитель впервые применил его, чтобы избежать опасной ситуации в конкретный момент? Более того, депутаты даже не стали скрывать, что если отдать процедуру определения «агрессивности вождения» нашим инспекторам, без коррупции не обойдется. Так, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия») сказал в комментарии изданию «КоммерсантЪ» о следующем: «Во Франции полицейский самостоятельно определяет опасность маневра, но если отдать это на откуп нашему сотруднику ГИБДД, то мы знаем, чем это все закончится».
Тем не менее, в пояснительной записке, приложенной к законопроекту, приводится несколько довольно интересных примеров использования понятия агрессивной езды в других странах. В Калифорнии (США) за несоблюдение дистанции между машинами (трактуется как агрессивное вождение) штрафуют на 1 тыс. долларов или применяют арест до 90 суток. В штате Виргиния законодательно запрещены нелегальные уличные гонки на автомобилях, в штате Теннеси мотоциклистами нельзя ездить на одном колесе. Есть подобные запреты и в Великобритании.
Что касается того, как определять, было ли поведение водителя на дороге агрессивным или нет, депутат ЛДПР Ярослав Нилов предлагает использовать видеокамеры и видеорегистраторы, а также показания свидетелей.
В ГИБДД, как сообщается, данный законопроект тоже не одобрили. У инспекторов - свои предложения по повышению безопасности на дорогах. В середине апреля они представили концепцию федеральной целевой программы, которая призвана снизить количество жертв в дорожных авариях до 2020 года. Деньги на выполнение программы требуются немаленькие - до 100 млрд рублей. Такая сумма нужна в основном на техническое оснащение: камеры фото- и видеофиксации, осветительные сети, школьные автобусы и - что примечательно - на улучшение конструктивной безопасности производимых в России автомобилей. Также планируется увеличивать штрафы и усиливать контроль за техсостоянием автомобилей.
Необходимость новой программы в ГИБДД объясняют тем, что количество аварий в России стало уже настолько велико, что ущерб ощущается даже для макроэкономики: за последние 4 года страна из-за аварий потеряла до 2,3% ВВП. Ежегодно растет число аварий с участием нетрезвых водителей, гибнет все больше пешеходов, в том числе и несовершеннолетних.
100 млрд. рублей - сумма серьезная. Предыдущая ФЦП, которая была утверждена Владимиром Путиным в 2005 году, стоила в два раза дешевле - всего 52 млрд. рублей. В итоге в конце 2011 года смертность на дорогах снизилась в среднем до 27,9 тыс. человек в год, но, как замечают эксперты, обратный рост начался уже в 2011 году - несмотря на то, что 2008, 2009 и 2010 годы показывали уменьшение аварий. В 2011 году число погибших в ДТП составило 28 тыс. человек, что на 5,3% больше, чем в 2010 году. Число раненых в ДТП по сравнению с 2010 годом всего на 0,5%, но также выросло. Первые месяцы 2012 года показывают, что неприятная тенденция никуда не ушла.
(К слову, у аварий с летальным исходом есть своя примечательная география. Так, к примеру в 2010 году число погибших в ДТП варьировалось от 7 на 100 тыс. человек (Москва) до 43 на 100 тыс. в Республике Тыве. В половине субъектов РФ этот показатель равнялся 19. В 5 регионах значение показателя превышало 30 погибших в авариях на 100 тыс. человек.
Подобные данные неплохо указывают на то, в каких субъектах требуется особый контроль за ДТП. К примеру, в 2010 году количество раненых в ДТП варьировалось от 37 на 100 тыс. человек на Чукотке до 316 в Новгородской области. Наиболее высокими показателями выделялись Владимирская, Псковская, Магаданская области и Республика Хакасия.)
Некоторые эксперты уже высказались о предложенной инспекторами ФЦП критически. Вопрос дороговизны программы почти никого не удивляет - то, что техника стоит дорого, ясно всем, но не многие в том числе верят и в то, что деньги стопроцентно будут использованы по назначению. Вместо того, чтобы рассуждать о коррупции, эксперты указывают на недоработанность самой программы. Так, в числе ее недостатков указывается минимум решений, направленных на искоренение мотивов нарушений. К примеру, в ФЦП ничего не сказано о дальнобойщиках, чей заработок сегодня всецело зависит от пройденных километров. Чтобы заработать побольше, водители большегрузов гонят машины, не спят круглыми сутками, что серьезно повышает аварийность.
Отдельно отмечается и то, что специалисты ГИБДД не учли в своей программе возможность задействовать в качестве помощи законопослушных водителей - ведь у многих из них сегодня установлены видеорегистраторы. Эту идею предложил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В ГИБДД обещали подумать над этим, отметив, что идея весьма правильная. Шкуматов в свою очередь считает, что это будет воспитывать в водителях понимание неотвратимости наказания.
Есть и другие замечания к новой ФЦП. Основной упор в ней сделан на техническое переоснащение, но мало мероприятий, которые бы изменили ситуацию к лучшему коренным образом.
Tweet