Россия и Китай займутся совместным изучением Арктики
22.08.16 Россия впервые собирается превзойти все страны ЕС по экспорту пшеницы
Вот уже который год Россия лидирует среди всех европейских стран по количеству экспортируемой16.08.16 В российском интернате от кишечной инфекции скончались четверо детей
В августе 2016 года произошла страшная трагедия в Черемховском психоневрологическом интернате.01.08.16 Ушел из жизни Фазиль Искандер
В Подмосковье, во время отдыха на своей даче, внезапно потерял сознание и умер писатель и поэт,Бутман: после инаугурации сыграем с Путиным в хоккей
В ГБКЗ имени Салиха Сайдашева выступил народный артист России, самый известный российский саксофонист, джазмен Игорь Бутман. В этот вечер для казанской публики прозвучал «Концерт для саксофона с оркестром» А.Глазунова в сопровождении Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского.
4 раза на бис вызывала казанская публика Игоря Бутмана. За вечер саксофонист сменил на сцене три инструмента. А после выступления пообщался с корреспондентом ИА «Татар-информ» и рассказал о первых заработанных 10 рублях, инаугурации Путина, хоккее и многом другом.
Игорь, вы попали прямо с корабля на бал. Практически только сошли с самолета - и сразу на сцену...
И.Б.: Мне удалось немного разыграться. И оркестр великолепный. Великолепен и мой друг Александр Сладковский, которого я считаю одним из лучших дирижеров России - и молодых, и взрослых. С ним очень легко играть. Он прекрасно чувствует музыку. Он прекрасно знает и джазовые вещи, а уж классику - просто слов нет. С ним не страшно с корабля на бал.
У меня просто были обстоятельства - мне пришлось задержаться в Москве. Еще и самолет задержался, в итоге мы опоздали. Но в принципе с таким дирижером, с таким оркестром, который звучит блестяще, в этом зале (где джаз играть сложнее, но классика сама звучит) - одну ноту играешь, оркестр вступает и уже все звучит.
Ожидали такого количества бисов?
И.Б.: Не ожидал. Я все ждал, что Саша Сладковский выйдет и скажет, что все, хватит. А его все нет и нет (смеется). Хотя я достаточно давно занимаюсь музыкой, не обделен аплодисментами, для меня все равно реакция людей, такое выражение восторга - очень приятны. Я не могу их так оставить и ничего не сыграть, потому что мне самому приятно.
Мы и занимаемся музыкой ради того, чтобы концертировать, играть людям, творить. Если это людям нравится - как от этого откажешься? Строить из себя кого-то и делать вид… Да все так бренно, недолго - надо жить жаждой жизни, делать все по максимуму. Нужно, конечно, уметь остановиться, потому что люди могут хлопать просто из вежливости, аплодировать из уважения. Поэтому надо вовремя знать, когда уйти. Я и ждал сигнала (смеется).
Ваша жизнь как-то поменялась после получения в прошлом году звания народного артиста РФ?
И.Б.: Да нет, ничего особо не поменялось. Только первое время было как-то непривычно выходить на сцену - когда объявляли, что выступает народный артист РФ, думал, что же такое сыграть, соответствующее этому званию.
Я с одной стороны не могу сказать, что я поклонник института народных и заслуженных артистов. Во-первых, шкала достаточно небольшая. Есть люди, которые действительно прекрасные артисты, но они не очень известны широкой публике, при этом народные. Есть очень известные артисты, но у них нет звания. Причем, мы знаем таких великих - Высоцкий, и только недавно получил звание Михаил Жванецкий. Он очень гордится этим званием. И я не отказываюсь - это очень почетно и накладывает еще большую ответственность. Поэтому когда мне говорят народный - я сразу думаю, что же сыграть? А вообще публика сама определяет - кто у нее народный, а кто нет. Конечно, какие-то обязательства это звание накладывает на нашу музыкантскую совесть - мы должны и дальше делать что-то новое, интересное, да и еще лучше.
Сегодня вы выходили на сцену с несколькими саксофонами…
И.Б.: С тремя.
Сколько их всего у вас в коллекции, и сколько из них вы используете в гастрольной деятельности?
И.Б.: В последнее время я играю на теноре и сопрано. Но я начинал на альт-саксофоне. Иногда и его с собой беру. Для нашего оркестра (биг-бэнда - прим. Т-И) Николай Левиновский написал пьесу «Бутман играет Гудмана», там несколько мелодий написаны для альт-саксофона. Поэтому я его тоже вожу с собой. Но вообще у нас в оркестре два прекрасных альт-саксофониста, так что особо смысла мне брать все время с собой альт-саксофон и играть солистом, нет. Хотя у нас и тенор-саксофонист блестящий. В общем, обычно два инструмента я беру, а третий - иногда. У меня в коллекции есть еще баритон, но на нем играет баритонист нашего оркестра, а также несколько тенор-саксофонов, сопрано, еще один альт… Всего у меня в коллекции 10-11 саксофонов.
В апреле в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже впервые отметили Международный день джаза серией концертов, мастер-классов и дискуссий. В них приняли участие и вы…
И.Б.: У меня осталось огромное впечатление. Потому что концерт - это самая маленькая часть того, что было. В 10 утра все началось. Штаб-квартира ЮНЕСКО была переполнена людьми - джазменами из разных стран, я встретил многих друзей, с которыми давно не виделся. Были мастер-классы, открытие репетиции, дискуссии по поводу джазовых композиторов. Там был и знаменитый композитор Косма, который написал известное джазовое произведение «Опавшие листья». Я к нему подошел, обнял, поблагодарил за эту прекрасную мелодию. Это была мелодия, которой я заработал первые 10 рублей в советское время.
На что потратили?
И.Б.: Ой, я и не помню, честно говоря. Деньги меня не интересовали до очень долгого периода. Именно чтобы их зарабатывать. Я долгое время просто играл музыку, потому что мне это просто нравилось. Я не думал о деньгах. Я, конечно, думал, что они когда-то придут. Я ждал, что когда будет настоящая музыка - тогда и деньги придут.
А где заработали? На улице играли?
И.Б.: Нет, мне было лет 15. В то время я с папой халтурил на свадьбах. Но папины музыканты не особо мне хотели давать деньги. Так вот на одной из свадеб я поднялся в ресторан, где играли профессиональные музыканты, а мой папа-то был любитель, и там сыграл. Подошел один человек, дал 10 рублей и попросил - а можно вот этот мальчик Игорь сыграет еще что-то.
Он вам заказал что-то конкретное?
И.Б.: Да, как раз упомянутые выше «Опавшие листья».
Не планируете в Казань привезти ваш фестиваль «Аква-джаз»?
И.Б.: Пока нет. Но сейчас мы ведем переговоры по поводу приезда на фестиваль, который проходит на территории Казанского Кремля.
Kremlin LIVE…
И.Б.: Да, именно. Надеюсь, мы приедем и выступим в его рамках в сентябре. Мы разговариваем с мэром Казани, Президентом РТ. Вообще у нас уже хорошие контакты с местными промоутерами. Так что приезжаем в Казань достаточно часто с интересными новыми программами.
А в связи с проведением в 2013 году в Казани Всемирной универсиады нет приглашений принять участие в церемонии открытия Игр или других событиях?
И.Б.: Пока нет. Я думаю, и у вас есть достойные местные артисты, которые здорово выступят. Хотелось бы, чтобы именно ваши ребята из Татарстана сыграли на церемонии открытия. У вас и джаз-оркестр есть замечательный - Толи Василевского, надо его поддерживать. Но если, конечно, позовут варягов из Москвы, я с удовольствием приеду. Но в принципе, у вас здесь очень много талантов.
Давайте немного отойдем от темы музыки. 7 мая состоится инаугурация Владимира Путина. Вы как член партии «Единая Россия» и как доверенное лицо Владимира Владимировича приглашены на церемонию?
И.Б.: Да, меня пригласили, и это очень почетно. Я с удовольствием пойду. Я очень люблю, уважаю, ценю и Владимира Путина и все, что с ним связано, и Дмитрия Медведева. Мне кажется, что многое из задуманного ими, если мы им будем помогать и делать свою работу, получится и изменит нашу жизнь к лучшему. Как раз на недавней встрече с активом партии Путин сказал: «Вы должны сами что-то делать. Вы сами известные самодостаточные люди, активные граждане. Вы должны включаться в такую работу, чтобы на своем месте, своем участке, поднять уровень до высочайшего». Я это понял вот так. Поэтому я занимаюсь и образованием, и своими профессиональными обязанностями. И не ради партии, я делаю ради того, чтобы были такие аплодисменты, чтобы вызывали на бис 25 раз.
А на приеме после инаугурации выступать не будете?
И.Б.: Нет, пока приглашений не было. Наверное, после церемонии будет хоккейный матч между командами звезд хоккея и звезд не хоккея. Я буду играть в одной команде с Владимиром Путиным.
Кстати, насчет хоккея. 4 мая стартовал чемпионат мира. Сборная России уже провела первый матч, разгромив Латвию 5:2. Будете болеть за сборную?
И.Б.: Я всегда смотрю чемпионат мира. Просто у меня сейчас и в жизни очень много хоккея - каждый день играю. Я весь в хоккее в свободное от работы время.
Я переживаю, болею, у меня в сборной очень много друзей. Буду следить за чемпионатом мира, болеть за наших.
Как относитесь к приходу в сборную экс-наставника казанского «Ак Барса» Зинэтулы Билялетдинова?
И.Б.: Тренер, конечно, имеет значение. Но мне очень нравился Быков, и сейчас нравится Билялетдинов. Он привел «Ак Барс» к двум Кубкам Гагарина. Билялетдинов - замечательный тренер, в прошлом замечательный хоккеист, открытый человек. Уверен, что наша сборная будет достойно играть. А уж выиграют или не выиграют, не знаю. На турнире собрались много хороших команд. Подтянулись и европейские сборные, финны вон как играют! Мы вот сдали какие-то свои хоккейные позиции, скорее, даже не отдали, а подтянувшиеся соперники взяли, так теперь мы должны вернуть эти позиции в музыке.
Вот я чем занимаюсь? Я хочу, чтобы российский джаз в том же ЮНЕСКО был представлен больше. А Игорь Бутман один. На Международном дне джаза в штаб-квартире ЮНЕСКО здорово играли французы. Но ведь и у нас есть музыканты, которые могли бы достойно представить Россию и сыграть не хуже. Надо туда залезать, доказывать.
Так чего на ваш взгляд не хватает?
И.Б.: В первую очередь не хватает желания. Во-вторых, нужно показать желание всем нашим политикам, которые за это отвечают - министру культуры, главе МИД. Они могут замолвить словечко. Мы должны продвигать свою музыку, посылать своих музыкантов учиться на запад. В Татарстане же есть программа, благодаря которой студентов отправляют на учебе за границу.
Да, «Алгарыш».
И.Б.: А в России такой программы пока нет. Надо также развивать программы обмена, и чтобы наших музыкантов посылали на фестивали, поддерживали, делали правильные адресные программы. Иностранцы зачастую нас просто не хотят пускать к себе. Не потому, что мы плохие или хорошие, а потому что они просто нас не знают. Надо туда ездить, показывать себя, ткнуть носом - послушайте, какой у нас джаз классный. Требуется работа и поддержка государства. Но и мы должны показать, что у нас есть такое желание. Это как в анекдоте: «Лева обратился к Богу. Господи, я же такой правоверный. А даже в лотерею выиграть не могу. А Бог отвечает: «Да ты хоть билетик-то купи». Вот то же самое здесь.
Tweet