Россия и Китай займутся совместным изучением Арктики
22.08.16 Россия впервые собирается превзойти все страны ЕС по экспорту пшеницы
Вот уже который год Россия лидирует среди всех европейских стран по количеству экспортируемой16.08.16 В российском интернате от кишечной инфекции скончались четверо детей
В августе 2016 года произошла страшная трагедия в Черемховском психоневрологическом интернате.01.08.16 Ушел из жизни Фазиль Искандер
В Подмосковье, во время отдыха на своей даче, внезапно потерял сознание и умер писатель и поэт,Наша марка. Роман с читателем не окончен
«Роман-газета», к концу советской эпохи побившая все мыслимые тиражи, и сейчас любима и узнаваема. В нынешнем году знаменитому изданию исполняется 85 лет. Сегодня в гостях у «Файла-РФ» главный редактор «Роман-газеты», известный писатель Юрий КОЗЛОВ.
- Юрий Вильямович, с чего начиналась «Роман-газета»?
- Это старейшее литературно-художественное издание возникло в 1927 году. Тогда же увидел свет его первый номер. До того идею выпуска подобного издания всячески продвигал Горький, очень эффективный и состоятельный по тем временам отечественный издатель. Ещё до революции у него выходили книги для людей далеко не богатых и была налажена выплата гонораров писателям. В первые советские годы Горький не раз высказывал идею издания дешёвой книги для народа, и этой идеей он заразил Ленина. А тот по обыкновению тех лет развил её в одной из своих работ.
Издание действительно стало по-настоящему народным. Более того, уже с первых своих номеров оно было ориентировано на лучшие произведения как отечественной, так и мировой литературы. И сохраняло верность этому правилу многие десятилетия, удовлетворяя самые разнообразные читательские вкусы.
И из нынешних российских, и из прежних советских известных писателей, пожалуй, не найти такого автора, который бы в «Роман-газете» не издавался. Если же говорить о наиболее знаковых публикациях, то в первую очередь, наверное, следует назвать «Тихий дон» при том, что именно в «Роман-газете» гениальное произведение Михаила Шолохова впервые было опубликовано в полном объёме. Там же после войны выходили и всенародно известные поэмы Твардовского, и знаменитый «Один день Ивана Денисовича», и многие другие произведения, ставшие впоследствии классикой.
- А что теперь?
- Нынешняя ситуация с «Роман-газетой», конечно же, сильно отличается от той, которая была в годы существования СССР. Тогда её тираж доходил почти до четырёх миллионов экземпляров. Сегодня, выходя, как и прежде, два раза в месяц, «Роман-газета» имеет четырёхтысячный тираж.
Помимо взрослого издания выпускаем детскую «Роман-газету», выходящую раз в месяц. Очень, на мой взгляд, хороший журнальчик. В отличие от современной детской литературы - «Гарри Поттера» и прочих сомнительных, с точки зрения православной этики, вещей - несёт в себе функции культурного, исторического просвещения, нравственного воспитания, формирования внутреннего мира ребёнка в соответствии с российской традицией, выработанными нашим обществом стандартами.
Несколько слов о том, как отмечаем 85-летие. В каждом из 24 журналов в этом году публикуем коротенькие очерки о «Роман-газете». Это страницы истории не только журнала, но и всей нашей литературы, общества, страны.
Проводим и планируем провести ряд общественных мероприятий, в числе которых будет и вечер «Роман-газеты». На него пригласим её авторов и преданных читателей. На днях наша редакция ездила в Вологду, где встречалась с вологодскими писателями и просто любителями хорошей литературы.
- Кого и что сейчас издаёте?
- Прежде всего то, что наше читающее общество волнует, сильно интересует. От исторической прозы казачьего генерала Петра Краснова (роман о Екатерине Второй) до интересных произведений современных писателей - Евгения Шишкина, Владимира Карпова и других. Печатаем исторические очерки, в частности, о Берии, Хрущёве, Жукове и прочих заметных фигурах прошлого. По случаю 200-летия Отечественной войны 1812 года публикуем очень хороший роман Станислава Куницына о противостоянии наполеоновского и российского спецназов. В общем, по мере сил стараемся откликаться на главные запросы общества. При этом имеем в виду, что одна из немногих возможностей для писателя из провинции выйти к всероссийскому читателю - это как раз публикация в «Роман-газете». Остались люди, особенно в регионах, которые по-прежнему интересуются нашим изданием, собирают и подолгу хранят его подшивки. Региональные писательские организации охотно поддерживают с нами связь, присылая в редакцию всё самое интересное из того, что у них появляется.
- Помогаете авторам в продвижении их творчества?
- Стараемся, хотя тут есть серьёзные проблемы. Во-первых, нам, как и другим толстым журналам, очень трудно попасть в так называемую «розницу» - в киоски прежде всего. Их хозяева либо требуют предоплату, либо вообще дают понять, что им это неинтересно. Во-вторых, давно нет той подписки, которая была характерным атрибутом литературных журналов в советское время. В связи с дороговизной почтовых расходов её среди наших постоянных читателей могут себе позволить немногие. Толстым журналам сейчас выживать очень сложно. Особенно тем, которые кроме художественных произведений печатают публицистику, документально-исторические исследования и другую весьма серьёзную литературу. Раньше в этих журналах люди искали ответы на трудные вопросы личного и общественного бытия, духовной и культурной жизни, пытались почерпнуть там какие-то новые идеи. Сегодня ничего этого нет. Ну, или почти нет. Теперь толстые журналы, можно сказать, уходящая натура…
- И тем не менее, делаете всё возможное, чтобы выжить. Что этому способствует?
- В первую очередь традиция. За многие десятилетия существования «Роман-газеты» общество к ней привыкло. Помогает и широчайший охват современной литературы. Во многом благодаря этому к журналу ныне проявляют интерес библиотеки, слависты за рубежом и другие наши подписчики.
При всём при том профессия писателя, увы, перестала быть престижной, а литература уже давно не относится к делам первостепенной государственной важности. Посему испытываем чисто материальные трудности, связанные с платежами за арендуемые помещения, распространением издаваемой продукции и прочим, которые давно, фактически с момента развала Союза, вышли у нас на первый план.
Как бы там ни было, «Роман-газета» продолжит существовать. Пока писатели пишут, а у нас есть хоть какая-то возможность издавать этот журнал, мы будем это делать. Надеемся, что и затяжной процесс падения тиража удастся остановить.
Государственная поддержка, естественно, необходима. Власть хоть и нерегулярно, но всё же иногда помогает - правда, пока лишь по линии детской «Роман-газеты». Видимо, некая полноценная помощь может появиться не раньше, чем у государства будет выработана внятная позиция по отношению к такой проблеме, как отсутствие дешёвой книги для народа. Хотя очевидно и то, что новые тенденции, связанные с переносом книг на электронные носители, компьютеризацией библиотек и тому подобными вещами, совсем не способствуют развитию нашего дела.
- К тому же у вас не практикуется печатание самого востребованного и коммерчески выгодного вида литературы, именуемого «палп фикшн».
- Да это и невозможно. Как правило, «коммерческие» писатели уже давно запроданы крупным издательствам. У них действуют договоры, которые «Роман-газета» нарушить не может, даже если бы мы и захотели что-то такое издавать. Поэтому ориентируемся на авторов, не обременённых никакими договорами, и тех, с кем удаётся наладить личные, дружеские контакты. Мы печатали, например, Прилепина, когда он ещё только начинал свою писательскую деятельность.
И конечно, тут необходимо учитывать психологию наших читателей. Они в основном ориентируются на традиционные ценности, нетерпимо относятся к ненормативной лексике, к перверсивным сюжетам, ко всевозможным патологиям, составляющим весьма значительную часть современной литературы. Стараемся оставаться неким островком, свободным от всего этого. И если общество начнёт выздоравливать, заметно качнётся в сторону здравого смысла, нормальной жизни, то появятся, наверное, неплохие перспективы и у «Роман-газеты». А если всё будет продолжаться в том же духе - деградации и сопутствующих ей чудовищных явлений общественной жизни, - то в будущем всех нас, естественно, ожидает мало хорошего. Беда в том, что матрица прежнего, советского поведения, которая худо-бедно всё-таки закладывала какие-то нравственные основы, перестала существовать, а новой по сути нет. И деньги её заменить, конечно же, не могут. Коммерческие, экономические, денежные отношения, мягко говоря, далеко не всегда в духовном плане могут быть подспорьем.
- То есть стояли и впредь будете стоять на основах этакого здорового консерватизма?..
- Можно и так сказать. И ещё один принцип останется неизменным: если в нашем распоряжении окажется по-настоящему талантливое произведение, пусть даже и не вполне соответствующее нашим взглядам, всё равно его напечатаем. Главное - донести до читателя по-настоящему живое слово, духовное обращение автора. Если он со всей очевидностью того заслуживает.
Tweet